Содержание т.1 №1 >> Наши утраты
Успехи механики
Новости   т.3 №1   т.3 №2  
О журнале   т.2 №1   т.2 №2   т.2 №3   т.2 №4  
Подписка   т.1 №1   т.1 №2   т.1 №3   т.1 №4  


Георгий Владимирович Логвинович
(10 февраля 1913 г. — 10 февраля 2002 г.)

Отечественная механика понесла тяжелую утрату: 10 февраля 2002 г. после тяжелой продолжительной болезни скончался крупный ученый в области скоростной гидродинамики и гидродинамики течений со свободными границами, доктор технических наук, профессор, действительный член Национальной академии наук Украины, советник дирекции Центрального аэрогидродинамического института им. Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) Георгий Владимирович Логвинович. Г.В. Логвинович родился 10 февраля 1913 г. в деревне Леонтьево б. Вяземского уезда Смоленской губернии. Окончил в 1930 г. школу в Москве и по рекомендации завода "Редкие элементы", куда он поступил на работу конструктором после практики, в том же году поступил на физический факультет МГУ. Учебу продолжал без отрыва от производства. Еще студентом возглавил конструкторское бюро завода "А". К этому периоду относятся его первые научные работы и изобретения. По окончании МГУ в 1935 г. Г.В. Логвинович проходил военную службу курсантом-одногодичником, а затем работал в отделе опытного самолетостроения завода № 81, дирижаблестроения (завод № 207), ОКБ-17, которое было переформировано в ОКБ-239. В ОКБ-239 в качестве главного конструктора руководил разработкой охранителя кораблей от мин. Государственные испытания охранителя планировалось провести на Северном флоте в июне—июле 1941 г. Там, на борту минного заградителя "Мурман", Г.В. Логвинович и встретил войну. Охранитель был принят на вооружение. Г.В. Логвинович руководил оборудованием кораблей охранителем, участвовал в испытаниях оружия в боевых условиях, в том числе при проводке англо-американских транспортных караванов. В ответ на рапорт с просьбой отправить на фронт, решением наркома ВМФ Г.В. Логвинович был призван на действительную военную службу и зачислен на должность старшего офицера Минно-торпедного управления ВМФ. За годы войны проводил работы по созданию нового охранителя кораблей от мин, по разработке пяти использованных на флотах образцов морского оружия, разработал для применения на Волге плавающий фугас и авиационную плавающую мину для борьбы с переправами противника, участвовал в работе групп по изучению и разоружению вражеских мин.

По окончании Великой Отечественной войны Г.В. Логвинович был переведен в Минно-торпедный институт и вместе с группой сотрудников прикомандирован к Гидродинамической лаборатории Центрального аэрогидродинамического института им. Н.Е. Жуковского. В 1947 г. возглавил отдел ЦАГИ и МТИ ВМФ по гидродинамике авиационного и морского вооружения. С работой в ЦАГИ связаны основные творческие успехи Г.В. Логвиновича. Под его руководством изучались гидродинамические поля судов и разрабатывались новые минные взрыватели. Огромный опыт и важные для будущего результаты Г.В. Логвинович получил при разработке проблем торпедометания с самолетов. Его по существу прикладные исследования всегда содержали в себе глубокие и важные обобщения; на основании теоретических и хорошо продуманных экспериментальных работ он формулировал общие принципы гидромеханики и направления исследований, не теряющие своей актуальности и в наши дни. В 1948 г. Г.В. Логвинович защитил кандидатскую, а в 1954 г. — докторскую диссертации, в 1957 г. стал профессором. Сформулированный им в первой половине 50-х годов принцип независимости расширения развитой каверны до сих пор остается одним из наиболее эффективных средств теоретического описания развитых кавитационных течений. При всем многообразии научных интересов Г.В. Логвиновича именно развитые кавитационные течения стали той областью гидромеханики, в которой он является основателем отечественной школы и которая дала идеологическую основу для разработки ряда типов морских и авиационных вооружений, зачастую не имеющих аналогов. К концу 50-х годов накопленный в ЦАГИ опыт и результаты исследований по гидродинамике кавитации — прежде всего, выполненных под руководством Г.В. Логвиновича — позволили предложить концепцию нового сверхскоростного подводного оружия. Перспективы этого оружия уже на стадии предварительной проработки выглядели столь внушительными, что поручение о его создании было дано в 1960 г. специальным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР. В 1964 г. решением Военно-промышленной комиссии при Совете Министров Г.В. Логвиновичу было поручено возглавить научное руководство программой. Речь шла о создании ракеты-торпеды, способной двигаться под водой со скоростью до 200 узлов. Фантастическое на первый взгляд предложение имело под собой четкое научное обоснование: при движении в режиме развитой кавитации гидродинамическое сопротивление полностью определяется формой и размерами кавернообразующей носовой части объекта. Создание за специально спрофилированной носовой частью торпеды (так называемым кавитатором) полости, занятой только газами и парами воды, дает возможность в десятки раз снизить гидродинамическое сопротивление. Именно по такому пути пошли разработчики ракеты-торпеды "Шквал". Аналогичные по содержанию программы пытались реализовать и за рубежом, однако до сих пор известно только об отдельных опытных образцах скоростных торпед, успешно прошедших там испытания. Программа "Шквал" была реализована в исключительно короткие сроки: уже в 1977 г. первые серийные ракеты-торпеды поступили на вооружение.

За успешную реализацию первого этапа программы Г.В. Логвинович был удостоен Ленинской премии, многие его сотрудники вошли в состав двух коллективов, удостоенных Государственных премий, 25 человек были награждены орденами и медалями. Во многом успех программы зависел от научного руководства Г.В. Логвиновича, который не только лично занимался организацией и проведением исследований, но и обеспечил создание соответствующей экспериментальной базы, подготовил высококвалифицированные научные кадры, благодаря значительному собственному конструкторскому опыту способствовал практической реализации наработок ученых. Очень важно, что большую заинтересованность в успешной реализации программы проявляли не только заказчики, но и тогдашнее руководство Академии наук СССР, в частности, лично президент Академии академик А.П. Александров, старейшина отечественной механики академик Л.И. Седов, директор ЦАГИ академик Г.П. Свищев. Благодаря их помощи и поддержке удалось решить такие принципиально важные для программы проблемы, как производство специального топлива, разработка соответствующих материалов, систем управления и т.д. При всей занятости прикладными исследованиями Г.В. Логвинович активно продолжал анализ и обобщение результатов теоретических и экспериментальных исследований и вел широкую научную и организационную деятельность. В 1965 г. за монографию "Гидродинамика течений со свободными границами" ему была присуждена премия им. Н.Е. Жуковского. С целью расширения научной базы для изучения развитых кавитационных течений он в период с 1966 по 1971 гг. возглавлял, оставаясь начальником отдела ЦАГИ, Институт гидромеханики Академии наук Украины, где под его руководством сформировалась научная школа и была создана современная экспериментальная база. В 1979 г. Г.В. Логвинович возглавил отделение гидродинамики ЦАГИ. Он состоял с 1965 г. членом Российского Национального комитета по теоретической и прикладной механике, участвовал в организации всех Всесоюзных съездов по теоретической и прикладной механике, руководил секциями трех научных советов Академии Наук, был председателем Научного совета РАН по проблемам гидродинамики. В 1991 г. в составе группы ученых ЦАГИ он был вторично удостоен премии им. Н.Е. Жуковского за активный вклад в научное обеспечение разработки аэрогидродинамической компоновки самолета-амфибии А-40. Под научным руководством Г.В. Логвиновича подготовили и защитили кандидатские и докторские диссертации десятки специалистов различных НИИ и КБ России и ближнего зарубежья. Многие научные работы Г.В. Логвиновича изданы и за рубежом и часто цитируются. Его плодотворная научная и общественная деятельность отмечена более чем 20 орденами и медалями. Память о Георгии Владимировиче Логвиновиче — видном ученом, крупном организаторе науки, воспитателе высококвалифицированных научных кадров, основателе отечественной школы гидродинамики течений со свободными границами и замечательном человеке навечно останется в памяти его коллег и учеников.


Издательство "Успехи механики"
119192, Москва, Мичуринский проспект, д. 1. Т/факс: 931-39-29
E-mail: [email protected]


Rambler's Top100
сайты продажи квартир в москве